Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ составляет значительную часть фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение норм и правил таможенного оформления участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), и в том числе - расчёт и взимание всех разновидностей таможенных платежей. Чтобы выполнить все эти задачи, требуется обширный опыт и знания в области таможенного регулирования в ВЭД. В данной статье будут рассмотрены состав, ставки, порядок расчёта и взимания таможенных платежей, а также действующие льготы по ним.

Одним из главных нормативных документов, регламентирующих процедуру взимания таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящён обсуждаемой в статье теме.

В настоящей статье мы рассмотрим две группы таможенных платежей: экспортную и импортную, а также подробно остановимся на их составе.

Экспортные таможенные платежи - это налоги, которые уплачиваются при вывозе товаров за пределы таможенной территории. Они включают в себя следующие виды:

  • НДС (налог на добавленную стоимость), который является наиболее значимым экспортным таможенным платежом и составляет 18% от стоимости товара;
  • таможенные пошлины, которые могут устанавливаться как фиксированной ставкой, так и в процентном отношении к стоимости товара;
  • акцизы, которые взимаются при вывозе товаров, для производственных нужд.

Импортные таможенные платежи, в свою очередь, уплачиваются при ввозе товаров на территорию страны. Они включают в себя такие налоги и сборы, как:

  • НДС, который является наиболее значимым импортным таможенным платежом;
  • таможенные пошлины, которые также могут устанавливаться как фиксированной ставкой, так и в процентном отношении к стоимости товара;
  • акцизы, которые возникают при ввозе товаров, предназначенных для дальнейшей коммерческой реализации.

Таким образом, экспортные и импортные таможенные платежи составляют обязательную статью затрат для предпринимателей, занятых внешнеэкономической деятельностью. Однако, с учетом специфики каждого вида товара, возможны некоторые особенности в определении конкретного состава таможенных платежей.

Различные виды таможенных пошлин

ТК ТС в статье 71 определяет три типа таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Они соответствуют трем механизмам расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка представляет собой процент от таможенной стоимости товара при вывозе или ввозе, который может различаться в зависимости от ситуации. Вывозная стоимость товара на данный момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации». Что касается ввозной стоимости, то ее можно определить 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Адвалорная пошлина расчитывается по формуле: СТП=ТС?СП, где СТП – сумма таможенной пошлины, ТС – таможенная стоимость товара, а СП – ставка таможенной пошлины. Например, если вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, а его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, то СТП=1450x5%=72,5 руб./кг.

При таможенном оформлении импортируемой или экспортируемой продукции часто сталкиваются с термином "специфическая ставка". Данная ставка определяется по физическим характеристикам товара, таким как вес, объем, площадь, количество единиц продукции, и устанавливается в валюте (долларах или евро).

Формула расчета таможенной пошлины по специфической ставке представляет собой умножение физических характеристик товара (ФХ), ставки в валюте (СП) за каждую единицу исчисления и курса иностранной валюты, установленного на момент регистрации таможенной декларации (КВ). Таким образом, формула выглядит следующим образом:

СТП=ФХ×СП×КВ,

где:

СТП - сумма таможенной пошлины;

ФХ - физическая характеристика товара;

СП - ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;

КВ - курс иностранной валюты, установленный Центральным Банком РФ на момент оформления таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей может быть установлена в размере 400 евро за 1 000 кг, при условии что курс евро составляет 65 рублей. В этом случае, сумма таможенной пошлины будет рассчитана по формуле СТП=1000×400×65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну. Стоит отметить, что список физических характеристик товаров, по которым устанавливается специфическая ставка, является открытым и может быть изменен на усмотрение таможенных органов.

Статья о комбинированной ставке

Для тех, кто не знаком с понятием комбинированная ставка, стоит объяснить, что это сочетание двух механизмов расчета ставки налога или пошлины. Таким образом, к адвалорной ставке может быть добавлена фиксированная величина, а также установлено минимальное ограничение.

Как правило, комбинированные ставки используются в таможенных целях, в частности, для уплаты растаможивания товаров. Например, при вывозе пшеницы и муки может быть установлена комбинированная ставка, состоящая из 15% от стоимости товара и $7,5 за тонну, однако не менее $35 за 1 тонну товара.

Таким образом, комбинированная ставка может быть выгодна как для государства, так и для тех, кто экспортирует товары или импортирует их в страну, т.к. такая ставка позволяет объединить преимущества двух других механизмов расчета ставок.

Особые Типы Ввозных Таможенных Пошлин

Существуют виды таможенных пошлин, которые взимаются на территории стран-членов Таможенного Союза (ТС) независимо от стандартной ввозной пошлины. Рассмотрим каждый тип по порядку.

1. Специальные пошлины имеют заградительный характер и защищают определенный товарный рынок от избыточного импорта. Главная их цель - установление повышенной ставки на определенные товары или группы товаров по сравнению со стандартной ввозной пошлиной.

2. Антидемпинговые пошлины преследуют цель поставить импортные цены на товары на один уровень с их стоимостью в стране-экспортере. Если этот обстоятельство негативно сказывается на национальном производстве, то вводятся антидемпинговые пошлины. Однако стоит отметить, что данные пошлины не относятся к таможенным платежам. Их установление происходит только по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. Компенсационные пошлины взимаются на импортируемые товары сверх обычной ввозной пошлины. Цель их - снижение конкурентоспособности импортной продукции на рынке той страны, где они введены.

4. Сезонные пошлины регулируются Законом РФ "О таможенном тарифе" и могут быть установлены на полгода или менее. Они позволяют оперативно регулировать вывоз товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин на них, порядок уплаты и формулы расчета определяются правительством РФ. Сезонные пошлины могут быть введены взамен ставок, предусмотренных ЕТТ.

Несмотря на то, что ввод данных видов пошлин является законным, неуплата специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин может привести к наступлению административной ответственности. Однако стоит отметить, что в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

Понимание этих терминов и их роли в таможенной деятельности является крайне важным для успешного прохождения товаров через таможенную границу. Однако, при необходимости можно обратиться к юристам, которые помогут проанализировать обстоятельства конкретной ситуации и принять правильное решение.

Таможенные пошлины при ввозе товаров в Таможенный союз

Согласно статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), к ввозным таможенным платежам относятся несколько видов налогов:

  1. Ввозная таможенная пошлина. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 4 ТК ТС, таможенная пошлина является обязательным платежом, который взимается при перемещении товаров через таможенную границу.
  2. Налог на добавленную стоимость, который также является косвенным налогом, взимается при ввозе товаров на территорию ТС. Порядок уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран – участников ТС.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы – это обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории и их таможенным сопровождением. Согласно статье 72 ТК ТС, список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым и может быть дополнен в соответствии с нормативными актами государств-участников ТС. Пункт 1 статьи 123 Закона №311-ФЗ устанавливает также виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.

Экспортные таможенные платежи

Термин "вывозная таможенная пошлина" отсутствует в нормативно-правовых актах РФ и ТС. Однако, можно определить ее по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.

Таможенные сборы регулируются статьей 72 ТК ТС. В соответствии с частью 3 этой статьи "размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор". Если размер сборов выше приведенной стоимости, то возможен возврат (зачет) излишне уплаченных сумм, однако заявление на возврат не принимается позже 3 лет с даты уплаты.

Все таможенные платежи можно разделить на имеющие таможенную природу формирования (сборы и пошлины) и налоговую (НДС и акцизы) с учетом юридической и экономической точек зрения. Полный список таможенных платежей, регулируемых статьей 70 ТК ТС.

Статья 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) предусматривает различные механизмы государственной поддержки для субъектов внешнеэкономической деятельности. Эти механизмы включают в себя таможенные льготы, квоты и преференции.

Согласно нормам ТК ТС, субъекты внешнеэкономической деятельности могут претендовать на льготы по уплате таможенных платежей. Они могут получить снижение или освобождение от уплаты налогов, импортных пошлин, акцизов и других таможенных платежей. Такие льготы часто предоставляются с целью стимулирования экспорта, укрепления конкурентоспособности отечественного производителя, налаживания сотрудничества с другими странами и т.д.

Квоты, в свою очередь, устанавливаются государством на импорт или экспорт определенных товаров. В соответствии с квотами можно импортировать или экспортировать товары в определенном количестве. А если количество товаров превышает квотируемый порог, то субъекты внешнеэкономической деятельности должны будут уплатить таможенные платежи.

Преференции — это особые условия, которые хозяйствующие субъекты могут получить при ведении внешнеэкономической деятельности. Они могут предоставляться как в виде снижения таможенных пошлин, так и в форме улучшенного доступа к рынку, сокращения времени и административных процедур, а также позволяют субъектам внешнеэкономической деятельности получать предпочтительные условия при заключении контрактов.

Также следует отметить, что субъекты внешнеэкономической деятельности могут использовать несколько механизмов государственной поддержки одновременно, что позволяет им получить наибольшую отдачу от своей внешнеэкономической деятельности.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки, применяются в отношении определенных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию Таможенного союза (ТС). Перечни таких стран и товаров определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 года.

Список включает в себя три категории:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Для определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяются Правила, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12 декабря 2008 года.

Базовая ставка ввозной таможенной пошлины определяется величиной, закрепленной в Едином таможенном тарифе (ЕТТ), который применяется к товарам 130 стран. Преференциальная ставка в размере 75% от базовой ЕТТ распространяется на продукцию из 103 развивающихся стран. Без пошлины ввозятся преференциальные товары из 49 наименее развитых стран. Максимальная ставка составляет 200% от базовой ЕТТ и действует применительно к товарам государств, с которыми Россия находится в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), либо к продукции неустановленного происхождения.

Согласно статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе», государства, образующие зону свободной торговли с Россией, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях устанавливаются тарифные квоты на отдельные виды товаров. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, которая предусматривает применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

Участники зоны свободной торговли не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешнеэкономической деятельности с третьими странами.

Тарифные квоты в Российской Федерации

Регулирование ввоза в Российскую Федерацию конкретных сельхозтоваров из третьих стран осуществляется введением тарифных квот. Это временное ограничение, которое распространяется на товары, утвержденные Комиссией Таможенного союза или Правительством РФ.

На определенный период, например на 2015 год, установлено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 131 от 19 августа 2014 года. Ввозные квоты могут быть выражены либо в натуральном объеме, либо в стоимостном выражении. Они распределяются между участниками Внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и РФ, а также между третьими странами, если это необходимо. Определенный объем квот может быть распределен между РФ и ВЭД участниками пропорционально квоте или на основе проведения конкурсов.

Выпор работает и на вывозных тарифных квотах в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе», которые определены точно как ввозные квоты. Лишь объем и срок устанавливаются для отдельных видов товара с пониженной ставкой таможенной пошлины. Эти квоты вводит Правительство РФ. Обычно предметом вывозных тарифных квот являются природные ресурсы, такие как лес, углеводороды и их производные. Необходимые условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Важно отметить, что льготы и преференции по уплате таможенных пошлин, предоставляемые для товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, не распространяются на специальные пошлины, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Особые виды пошлин не относятся к таможенной пошлине, так как они имеют отдельную категорию. Это подтверждается в Письме ФТС РФ от 10.05.2006 года № 05-11/15966 «О компенсационной пошлине».

Льготы по уплате таможенных пошлин, которые также известны как тарифные льготы, отличаются от тарифных преференций тем, что они не персонализируются и применяются независимо от страны происхождения товаров.

Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании определяет порядок предоставления тарифных льгот.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, предоставление тарифных льгот полностью находится в компетенции ТС, что означает, что они применяются как при ввозе, так и при вывозе товаров.

Ставки и порядок расчета таможенных платежей

Если вы занимаетесь ввозом или вывозом товаров через таможенную границу, то вы наверняка сталкивались с необходимостью рассчитывать таможенные платежи. Чтобы правильно определить их размер, необходима достоверная и актуальная информация о базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов. Они зависят от кода товара в товарной номенклатуре ВЭД (Внешнеэкономической деятельности).

Кроме базовых ставок, существуют особые. Это могут быть специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные, сезонные, преференциальные, льготные или квотируемые ставки. Их использование определяется нормативно-правовой базой, согласно которой происходит перемещение товара через таможенную границу.

Если вы занимаетесь расчетом таможенных платежей, вам нужно знать правила и методы определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара, а также формулы расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей. Суммарно ФТС России по итогам 2013 года «внесла» в федеральный бюджет 6,6 трлн рублей таможенных и иных платежей, что составило 56% всех поступлений. В 2014 году фискальный поток по доходным статьям бюджета РФ вырос еще на 8,2% до 7,1 трлн рублей, что также означает, что таможенные платежи продолжают оставаться значительной составляющей доходов бюджета.

Размеры таможенных пошлин: что нужно знать

Хотите импортировать товары в Таможенный союз или вывозить их из России? Необходимо знать о размерах таможенных пошлин. Решения об установлении ввозных пошлин принимает Совет Евразийской экономической комиссии, а вывозные постановления утверждает Правительство РФ.

Размер ввозных пошлин рассчитывается на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ), который включает в себя ставки ввозных таможенных пошлин на товары, импортируемые на территорию Таможенного союза из третьих стран. Ставки регулируются по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза. Решения о размере ввозных пошлин принимает Совет ЕЭК, последнее из которых было утверждено 16 июня 2012 года.

Размер вывозных пошлин, аналогично, устанавливается в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 августа 2013 года № 754. Здесь размеры таможенных пошлин зависят от объявленной таможенной стоимости товаров и установленных ставок.

Помните, что знание размера таможенных пошлин необходимо при выборе страны-импортера или страны-экспортера. Кроме того, это критически важно для подсчета затрат на международную торговлю.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *