Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?
В наше время все больше родителей задаются вопросом о необходимости развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Бабушки и дедушки, смотря на количество времени, которое внучки и внуки проводят на таких занятиях, охаивают, а родители пытаются найти способы сократить свои затраты на эту статью расходов. Но насколько эффективны эти занятия и нужны ли они действительно таким маленьким детям? Разберемся в этом вместе.
Важность ролевых игр для развития детей дошкольного возраста была подчеркнута всеми детскими психологами. Дети в этом возрасте активно воссоздают поведение взрослых членов семьи, открывая для себя новые отношения, виды деятельности и общественные функции. Наблюдается существенное развитие мышления у детей дошкольного возраста – они начинают оперировать наглядно-образными ситуациями и переходят к отвлеченному мышлению. Безусловно, речевое развитие также очень важно в этом возрасте – родители советуют общаться со своими детьми, задавать вопросы, слушать их рассказы и фантазии.
Развитие способностей детей дошкольного возраста не заключается только в получении знаний и умений, но и в выработке потребности в новых знаниях, самостоятельном исследовании мира, а также в развитии мышления и способности думать. Опыт приобретается в основном через предметную деятельность, которая очень важна для творческого развития детей. Не стоит сразу выкидывать найденные детьми на улице предметы – лучше узнать у них, зачем они им нужны. Овладение предметной деятельностью помогает детям освоить материальную культуру и развиваться через игру и воображение.
Родителям необходимо помнить, что даже самые маленькие дети уже занимаются творческой деятельностью, и речевое развитие не может быть забывано. Задавайте своим детям вопросы, выслушивайте их рассказы и фантазии, развивайте их мышление и способности через игры и предметную деятельность. Все это поможет им лучше узнать мир, окружающий их.
Организация занятий с детьми – это не только возможность занять их, но и способ обогатить их жизнь и получить взаимное удовольствие. Также это стимулирует развитие их способностей. Дети дошкольного возраста обычно занимаются изобразительной и конструктивной деятельностью.
Интересным феноменом является то, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не оценивает свои рисунки, а только к старшему дошкольному возрасту начинает ценить их. Однако, при раскрашивании, нужно уделить внимание тому, чтобы не было слишком много промахов и неправильных цветов. Но не следует подсказывать детям, какой цвет выбрать, таким образом они могут самовыражаться.
Также можно предложить детям вымыслить историю, связанную с их рисунком. Например, если девочка нарисовала другую девочку, можно попросить ее рассказать о ней, где она живет и так далее. Подобным образом можно развивать их фантазию, а также логическое мышление.
Помимо изобразительной деятельности, конструктивная деятельность включает лепку из глины или пластилина, строительство из кубиков или конструктора. Это помогает развить творческий подход, пространственное мышление и умение воплощать свои идеи в реальность.
Также важно заниматься музыкой. Детское музыкальное восприятие часто недооценивается при домашнем воспитании, особенно если родители не музыкальны. Однако, можно выбрать подходящие фрагменты музыкальных произведений и слушать их вместе с ребенком. Обсудить прослушанное можно позднее, но стоит помнить, что подобные вопросы типа «А помнишь, там сначала как будто птичка пела, а потом медведь прошел, да?» понятны только детям старше 5-6 лет.
Наконец, старшему дошкольному возрасту свойственно стремление к практическому мышлению. Мальчики, например, учатся пользоваться инструментами, а девочки могут мыть посуду или полоть грядки. Такие занятия могут помочь детям изучать мир вокруг себя и открывать для себя новые умения и навыки.
Развитие ребенка в домашних условиях
Многие мамы понимают, насколько сложно устроено воспитание ребенка в муниципальном (бесплатном) детском саду, и они откладывают выход на работу, чтобы заниматься своими детьми. К сожалению, принимая такое решение, они не всегда получают должное признание. В то время как мамы могут иметь минимальный опыт в воспитании ребенка, что приводит к ошибкам, которые потом бывает сложно исправить.
Что может быть опасным в домашнем воспитании?
Сегодня мало родителей, которые считают, что до школы для ребенка достаточно лишь любви и заботы. Большинство считает, что ребенок должен заниматься чем-то более продуктивным, чем прогулки и еда. Однако, часто мамы, оставаясь закрытыми в четырех стенах с ребенком, могут нервничать, особенно срабатывая на непослушание ребенка. Такое поведение матерей не имеет конкретной цели и может быть воспринято необычайно грубо маленьким ребенком. Даже если матери избегают грубости, они часто допускают другие ошибки в воспитании, которые могут привести к деформации личности ребенка.
Эти ошибки включают:
- угрозы и запугивание
- подавление желания к самостоятельности
- злоупотребление наказаниями
Следует помнить, что лучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания, который позволяет ребенку сохранять гибкость и последовательность в поведении:
- объяснять мотивы своих требований ребенку
- настаивать на самостоятельности и послушании ребенка
- слушать мнение ребенка, однако основывать свои решения не только на его желаниях
Однако, профессиональные воспитатели, детские психологи и педагоги считают, что успех в семейном воспитании гарантирован, если знать, что воспитывать у детей и каким образом это делать.
Другой вариант, как не пропустить ничего важного в воспитании ребенка и не поссориться с ним, – использовать услуги центра раннего развития, если у вас нет времени или возможности пройти курсы воспитания.
Дошкольные центры развития ребенка: как выбрать лучшее место для вашего малыша?
В настоящее время предоставлено огромное количество развивающих центров для детей дошкольного возраста. Однако, какой из них является лучшим для вашего ребенка? Перед тем, как сделать выбор, нужно ознакомиться с основными принципами различных методик развития, которые используются в подобных центрах.
Например, если вы решите выбрать Монтессори-центр, ваш ребенок, скорее всего, сможет развить следующие качества и навыки:
- мотивацию к обучению;
- способность к концентрации;
- навыки самостоятельности;
- ответственность;
- организованность;
- дисциплинированность.
Эти качества достигаются благодаря правильной организации среды, где разнообразные материалы расположены для свободного доступа, разделены на зоны:
- зона развития двигательной активности;
- зона мелкой и крупной моторики;
- зона сенсорных ощущений;
- зона речевого развития;
- творческая зона;
- зона самостоятельности.
Все это стимулирует ребенка саморазвиваться. Здесь отсутствует авторитарное давление на формирующуюся личность, а приветствуется свободное, самостоятельное и активное самовыражение.
Если вы предпочитаете Вальдорфскую систему воспитания, то от ребенка можно ожидать интерес к академическим предметам, а также художественно-практические навыки.
Методика Никитиных является классикой отечественной системы воспитания. Если вы найдете детский сад, работающий по этой методике, ребенок сможет развить следующие качества:
- решительность;
- логические выводы (много логических игр и головоломок в программе);
- закалку (физические упражнения, подготавливающие организм к экстремальному холоду).
Фото: freepik.com