Какой вид международных перевозок грузов выбрать? Ищем выгодный вариант
Международная торговля требует организации перевозки товаров и таможенного оформления. Чтобы выбрать наиболее выгодный способ, необходимо учитывать особенности каждой задачи. Но существуют общие принципы, которые помогут ориентироваться.
Перед отправкой груза за границу, необходимо решить вопрос о выборе транспорта. Разные виды транспорта могут предоставлять разные преимущества. Есть способы перевозки, которые обеспечивают более быстрое таможенное оформление, но могут быть не самыми выгодными с точки зрения стоимости.
Выбор транспорта зависит от конкретных условий, но есть некоторые общие принципы, которые следует учитывать при международных перевозках.
Международные перевозки грузов - это перевозки, которые связаны с пересечением государственных границ. В свою очередь, правовое поле регулируется международными транспортными конвенциями, которые устанавливают требования к перевозочной документации, процедуры прохождения государственных границ и определяют ответственность перевозчиков. Кроме того, каждая страна имеет свой собственный регламент международных транспортных перевозок, в котором устанавливаются государственные пошлины и процедуры таможенного оформления грузов. Для стран Таможенного союза установлены единые правила грузоперевозок в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Таможенное оформление товаров в общем случае проходит в три этапа. Первый этап - это таможенное оформление в стране экспорта. Этот этап заключается в подготовке пакета документов для вывоза товаров из страны-производителя-продавца. Такие документы, как договоры купли-продажи, сертификаты и лицензии, являются обязательными для подтверждения оснований для вывоза. Итогом является оформление экспортной декларации на вывоз товара.
Второй этап - перемещение через границу. В этот момент товар загружается в транспортное средство и при необходимости пломбируется таможенным органом страны отправления.
Третий этап - это таможенное оформление в стране импорта. На этом этапе заполняются таможенные декларации и оплачиваются таможенные налоги. Грузополучатель или таможенный представитель пройдут таможенное оформление в рамках договорных отношений. Когда законодательство страны импорта предусматривает для ввозимых товаров процедуру ветеринарного или фитосанитарного контроля, любой товар должен пройти процедуру в пункте пропуска.
Если после оформления на границе дальнейшая доставка товаров грузополучателю осуществляется под таможенным контролем, нужно соблюдать некоторые правила. Внесение денежных средств на депозит таможенного органа или предоставление банковской гарантии для обеспечения уплаты таможенных пошлин и сборов обязательно. Если во всех аэропортах следования есть таможенные органы, то обеспечение не требуется при речных перевозках или перевозками внутренними авиарейсами. Таможенный перевозчик должен доставить товары или будет назначено таможенное сопровождение. Для перемещения товаров железнодорожным транспортом, обеспечение не требуется. Для автомобильных перевозок товары должны перевозиться с помощью книжки МДП (Carnet TIR). Также транспортные средства должны иметь свидетельство о допуске к перевозкам под таможенными печатями и пломбами или должны иметь разовый допуск к перевозке.
Морские перевозки грузов являются одной из наиболее популярных и эффективных форм доставки грузов по всему миру. Кодекс торгового мореплавания является основным документом, регулирующим договор морской перевозки груза. Статья также отмечает, что перевозка грузов морским транспортом, осуществляемая юридическими лицами, подлежит лицензированию Минтрансом РФ.
Когда грузы прибывают на морской порт, все таможенные органы находятся в месте назначения и отвечают за оформление грузов. Чтобы оформить процедуру доставки, таможенный орган должен получить ряд документов. Среди них Коносамент, данные о товарах и их стоимость включая счета-фактуры или счета-проформы, а также документы, подтверждающие, что товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, если таковые имеются. Если происходит доставка товаров, предназначенных для гуманитарной помощи или дипломатических представительств, дополнительные документы также должны быть предоставлены для таможенного оформления. В некоторых случаях законодательство РФ также требует предоставления лицензий или их нотариально удостоверенных копий. И наконец, для того чтобы идентифицировать грузы, многие документы для описания, фотографии, схемы и чертежи должны также быть предоставлены таможенным органам.
Международные перевозки грузов на автомобилях – это ответственный процесс, при котором множество документов необходимо представить таможенному органу. Перевозчик должен сообщить следующую информацию:
- Международная товарно-транспортная накладная (CMR) – это договор перевозки, который устанавливается между отправителем и перевозчиком. Обычно этот документ состоит из трех экземпляров: один для отправителя, другой для таможни и третий – для перевозчика. Его содержание должно соответствовать Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) 1956 года.
- Счет-фактура или счет-проформа – это дополнительный документ, предоставляющий информацию о кодах товаров согласно товарной номенклатуре ВЭД.
- Талон контроля – это неотъемлемая часть процесса перевозки, который необходим при въезде на территорию.
- Международная книжка перевозок опасных грузов (МДП) – это документ, который необходимо заполнить согласно конвенции МДП 1975 года.
В случае, если это предусмотрено ФТС РФ, осуществляется досмотр товаров и транспортных средств, а также составляется соответствующий акт таможенного досмотра.
Международные авиаперевозки требуют предъявления определенных документов при ввозе товаров воздушным транспортом. Командир воздушного судна или уполномоченный агент должны предоставить в таможенный орган, расположенный в аэропорту, следующие документы:
- генеральную декларацию
- грузовые ведомости
- авианакладные
- задание на полет
- счета-фактуры
- счета-проформы
- инвойсы
- спецификации
- лицензии
- сертификаты
Генеральная декларация содержит информацию о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета и экипаже, грузовые ведомости содержат информацию о товарах, перевозимых на борту, а остальные документы подтверждают правомерность провоза товаров. Товары можно выгружать с борта воздушного судна только после таможенного оформления судна и с разрешения сотрудника таможенного органа.
Международные грузовые железнодорожные перевозки являются одним из основных способов перемещения товаров. Однако, при ввозе товаров через железную дорогу, таможенные органы должны быть уведомлены о нескольких обязательных документах. В частности, это международная железнодорожная накладная, счета-фактуры или счета-проформы, содержащие информацию о товарах и их стоимости, а также передаточная ведомость или натурный лист, которые должны иметь две копии: одну оставляют в таможенном органе, а вторую возвращает сотрудник станции.
Если таможенные органы потребуют, прибывшие товары необходимо предъявить для осмотра, досмотра, взятию проб и образцов.
Следует учитывать, что самый дешевый, но в то же время самый медленный способ международных перевозок - это морской транспорт. Воздушные и автомобильные перевозки позволяют иметь наибольшую свободу в планировании маршрута при сочетании скорости и надежности. При этом на железной дороге удобно отправлять насыпные и наливные грузы.
Фото: freepik.com