Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Иногда мы осознаем настоящий талант художника только после его смерти. Но иногда бывает уже слишком поздно, когда его произведения оказываются утрачены. С подобной ситуацией чуть было не столкнулись наследники российского, а затем советского художника Александра Васильевича Шевченко. Однако, счастливый финал их истории оказался возможным.

Не так давно имя художника Александра Шевченко было известно лишь узкому кругу любителей искусства. Более 100 лет назад же его работы вызывали множество споров и обсуждений. Биография Александра Васильевича была насыщена событиями.

Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.

Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.

Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.

Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.

Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.

Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».

Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.

Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.

В течение нескольких лет после того, как Александр Васильевич провел несколько лет на фронте первой мировой войны и получил серьезное ранение, октябрьская революция принесла в его жизнь множество событий: выставки, творческие объединения и разработку принципов нового искусства.

По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и стал их директором. Кроме того, он участвовал в создании Музея художественной культуры. Однако в течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.

Сразу после революции Александр Васильевич начал преподавать. Более 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, которые позднее стали ВХУТЕИНом. Он был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа в течение многих лет, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последние годы жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи: в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, а его студенты любили его за его интеллигентность и внутреннее благородство.

Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия. В этот период работы Александра Шевченко на его монографии были приостановлены, а его картины были отправлены в запасники в музеях. Тем не менее, его работы продолжали выставлять не только зарубежом, в Англии, Италии, Германии и Швейцарии, но и в России.

Династия художников Шевченко

В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.

вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.

Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.

Наследие Александра Шевченко: что стало с творчеством художника

Александр Шевченко – гениальный, но недооцененный художник. Он известен своими живописными работами, которые можно найти в Третьяковской галерее, Русском музее и Пушкинском музее. Однако, мало кто знает, что он также был графиком и теоретиком искусства, и создавал монотипии. В некоторые периоды своей жизни, графика становилась ведущей в его творчестве. Обучение в Строгановке, вероятно, повлияло на это.

Не так давно был найден уникальный семейный архив Александра Шевченко, состоящий из работ художника, его дочери Татьяны Шевченко и первой жены Надежды Псищевой. Это портреты, жанровые картины и пейзажи, выполненные в различных техниках. В коллекции также есть графика, монотипии, резные фигурки из дерева и ларцы, а также архивные документы и личная переписка. Однако, находившийся в плачевном состоянии архив, испорченный во время потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко, не позволял аккуратно хранить ценные работы.

Обнаружив коллекцию, антиквар Дмитрий Поманский рекомендовал правнучке Александра Шевченко продать архив. Средства на покупку были выделены российским бизнесменом Аркадием Колениченко, которому коллекция заинтересовала. Каждая работа из архива была упакована и перевезена в другое место, чтобы сохранить их наилучшим образом.

Сегодня наследие художника Александра Шевченко разобрано еще не полностью, и предстоит проделать большую работу. Собранные работы не так часто представлены в музеях, поэтому Аркадий Колениченко планирует организовать выставку этих работ в коллекции русских музеев. Он также намерен издать подробный каталог коллекции, чтобы люди смогли лучше ознакомиться с творчеством Александра Шевченко и его семьи.

Аркадий Викторович Колениченко - человек с множеством талантов и интересов. Он известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства и является владельцем и руководителем многопрофильных компаний как в Москве, так и в Владимирской области.

Одним из недавних проектов Аркадия Колениченко стало обретение наследия Александра Шевченко - художника, которого когда-то называли "художником до мозга костей". Сегодня, к сожалению, многие забыли о нем, но благодаря усилиям Колениченко и его команды, имя Александра Шевченко снова стало известно широкой публике. Это дает возможность вспомнить талантливого художника и открыть его творчество для нового поколения зрителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *