Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и возможных путях улучшения этих характеристик. Очевидно, что оборудование и программное обеспечение зачастую требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются.
В 2013 году по итогам конференции издательского дома «Открытые системы» было выявлено, что ИТ-менеджмент в России становится полноправным инструментом решения бизнес-задач. Это соответствует мировым тенденциям, подтвержденным исследованием The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, согласно которому 70% руководителей проявили глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировали уделить больше внимания этому направлению.
В то же время многих пугает, что управление постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия является сложным процессом, требующим специальных знаний, технологий и привлечения сертифицированных специалистов. Однако пренебрежение этой стороной развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что ведет к критическим сбоям в работе и проблемам с правоохранительными органами, потеря и утечка важной информации, неоправданно высокие расходы на IT-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов за счет недостаточной IT-поддержки, а также снижение скорости и качества коммуникаций с деловыми партнерами и клиентами.
IT-активы представляют собой информационно-технологические активы, которыми необходимо управлять. В процесс управления IT-активами входят такие компоненты, как инфраструктура (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы.
Каждая организация должна самостоятельно решить, как управлять своими активами с учетом своих потребностей и ожидаемой отдачи. В задачи управления IT-активами входят инвентаризация, непрерывный мониторинг, анализ затрат, создание прозрачной отчетности и оптимизация процесса закупок.
Для автоматизации управления IT-активами используются различные модульные решения, выбор которых зависит от глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами был собран в библиотеке IBPL, созданной Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (IAITAM). Ориентиры также приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT и ITIL.
ISO/IEC 20000 - это международный стандарт, определяющий требования к компаниям, оказывающим IT-услуги, и используется в работе системных интеграторов, банков, страховых компаний, интернет-провайдеров и разработчиков программного обеспечения. ISO/IEC 19770 позволяет выстроить бизнес-процессы на предприятии таким образом, чтобы в их работе использовалось только лицензионное ПО. COBIT определяет задачи информационных и смежных технологий, цели и принципы управления, объекты управления и IT-процессы. ITIL - это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений.
Несмотря на доступность обучения по управлению IT-активами на специальностях "IT-менеджмент" крупных технических вузов, далеко не каждый IT-директор предприятия может использовать такие знания в своей работе. Однако, применение передовых идей управления IT-активами является гарантией эффективности ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Интеграция процессов управления ИТ-активами и процессами предоставляет компаниям значимые преимущества:
- Повышение эффективности управления бюджетом;
- Качественное стратегическое планирование;
- Соответствие регулирующим требованиям;
- Возмещение затрат и определение путей их снижения.
Каждая компания сталкивается с проблемами управления ИТ-активами. Некоторые справляются со своими задачами на своих силах, тогда как крупным холдингам необходима помощь профессионалов.
Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий
Согласно данным IDC, перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 год неутешительны, с ожидаемым снижением долларового сегмента на 10%. Однако, несмотря на это, менеджмент в сфере информационных технологий продолжит пользоваться высоким спросом. Важно отметить, что спрос на управление IT-активами не падал даже в период кризисных явлений мировой экономики, например, в 2008 году.
Сегодняшняя мировая тенденция гласит, что главным заказчиком IT-сервисов в компаниях в большей степени выступает генеральный директор, а не IT-директор, как было ранее.
Рейтинг IT-компаний России
Если вы ищете компанию, которая поможет вам управлять вашими IT-активами, то вы, вероятно, задумываетесь о том, как выбрать ту, которая обладает всесторонним знанием в области информационных технологий, имеет партнерские отношения с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также гарантирует конфиденциальность и защиту вашей информации. На рынке уже давно существуют и известны следующие крупные компании:
Компания КРОК была основана в 1992 году. По данным IDC, КРОК лидер на российском рынке информационных технологий в сегменте системной интеграции с долей рынка 16,1%. Общее число сотрудников компании превышает 2 200 человек, и более 75% из них - технические специалисты, обладающие в совокупности более 4 400 профессиональных сертификатов.
Всемирно известный партнерский список более чем 200 производителей программного и аппаратного обеспечения даёт возможность КРОК создавать комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Кроме того, КРОК имеет Центры решений, где клиенты могут протестировать новейшие технологии в рамках своих бизнес-задач. Такие Центры решений есть у таких партнеров, как EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell. Каждый год компания реализует 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых такие крупные компании, как "Альфа-Банк", "Райффайзенбанк", "Башнефть", "Сургутнефтегаз", X5 Retail Group N.V., "АШАН", "ИНТЕР РАО ЕЭС", "РЖД" и многие другие.
Компания КРОК продолжает развиваться динамично: ее оборот в 2013 году составил 27 млрд руб.
IBS – крупнейшая IT-компания, основанная в 1992 году. Более 10 000 сотрудников компании работают в различных уголках мира, что делает ее присутствие в первой пятерке рейтингов отрасли достоянием общественности. IBS сотрудничает с известными западными и российскими поставщиками АО и ПО, а также имеет Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. Она предлагает широкий спектр услуг, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консультирование в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди ее клиентов такие известные компании, как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и прочие. Консолидированный оборот компании в 2014 году составил $903.6 млн.
Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.
Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.
За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.
Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.
Название компании NVision стало знакомым на IT-рынке еще в 2001 году. За это время компания завоевала популярность благодаря широкому кругу предоставляемых ИТ-услуг. Она практикует консалтинг, разработку и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.
На сегодняшний день у компании их офисы уже расположены в 20 представительствах на территории России, а также в 4 представительствах СНГ и Европы. Работая бок о бок со своими партнерами, число которых насчитывает более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО, NVision оказывает свои качественные услуги в области информационных технологий.
Одной из особых характеристик компании является ее команда, насчитывающая около 3 500 профессионалов, которые готовы обслужить 250 задачливых клиентов, включающих в себя такие гиганты, как "ВТБ", "Мобильные ТелеСистемы", "Альфа-Банк", Министерство энергетики РФ, "Высшая школа экономики", и многие другие. Ежегодно проходит более 5 000 проектов.
Компания отметила свои успехи в 2013 году, получив выручку в размере 39,4 млрд рублей. "Энвижн Груп" также занимает заслуженное 2-е место в рейтинге 2014 года, составленном ИД "Коммерсант" по предоставлению ИТ-услуг.
Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.
Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.
Фото: freepik.com