Интранет-портал: каким организациям нужна данная технология и зачем
Как создать мотивированную и эффективную команду
Сотрудники являются центральным фактором успеха компании, однако их недостаточная мотивация, несовершенное понимание задач и отсутствие коммуникации между сотрудниками могут значительно снизить эффективность работы коллектива. Единственный выход из этой ситуации - создание внутреннего информационно-рабочего пространства.
В основе единого информационного пространства лежит идея собрать все необходимые для работы сотрудников данные в одном месте. Эта информация может включать в себя как инструкции по работе, так и общую информацию о процессах и целях компании. Благодаря возможности быстрого доступа к такой информации, сотрудники будут легко и быстро ориентироваться в задачах и своих обязанностях.
Дополнительное преимущество информационно-рабочего пространства - это возможность легкого общения между сотрудниками. Все рабочие процессы могут быть скоординированы таким образом, чтобы сотрудники имели быстрый доступ к информации и могли своевременно узнавать о проблемах, возникающих в работе других коллег. Наличие такого пространства способствует более глубокому пониманию процессов работы компании и создает возможность для сотрудников общаться и консультироваться друг с другом.
Итак, создание единого информационно-рабочего пространства - это не только способ повысить эффективность работы компании, но и создать мотивированную и эффективную команду, которая готова к решению любых задач.
Переходим к определению терминов. С точки зрения технологий корпоративный портал и интранет – это два отдельных понятия.
Интранет относится к внутренней сети для работников, которая функционирует по принципу Интернета, но закрыта для посторонних пользователей. Одновременно в этой виртуальной среде может существовать разнообразное наполнение: от небольшого сайта для отделов до общих материалов для внутреннего пользования. Основной отличительной чертой интрасети является использование web-технологий, которые делают возможным доступ к сети через интернет-браузер.
Корпоративный портал (КП) является современной версией внутренней сети организации. Это универсальный инструмент, позволяющий получить доступ к разнообразным сервисам, таким как программы документооборота, планировщик задач, видеоконференции и т.д. Выбор платформы для создания портала может быть различным, в том числе известными платформами «Битрикс24», Yammer, Jive, CyberCloud, Microsoft SharePoint, Podio.
Иными словами, если интранет – это внутренняя сеть всей компании, то КП – это ее внешний интерфейс. Однако все чаще КП для сотрудников называют "интранет". В данной статье мы будем использовать термины "интранет" и "интрасеть" как синонимы для КП.
Интранет-портал: полезный функционал для компаний любого размера
Интранет-порталы, как считают некоторые, приносят пользу лишь крупным компаниям. Однако, многие функции портала могут быть необходимы и небольшим фирмам. Какие задачи могут быть решены при внедрении интранет-портала?
- Создание общего информационного пространства: пользователи корпоративного портала имеют быстрый доступ ко всем рабочим документам в любой момент времени и из любой точки мира, используя любое современное устройство. Функция позволяет компаниям с несколькими филиалами или удаленными сотрудниками оперативно обмениваться информацией, размещать объявления от руководства, новости, изменения в политике фирмы, правила и инструкции.
- Обучение персонала: компании используют "базу знаний" или FAQ, которые помогают новичкам быстрее освоить уникальные техники, применяемые в отделе, изучить принятую в фирме терминологию, проникнуться корпоративным духом. Это экономит время и ресурсы компании на обучение.
- Формирование корпоративной культуры: функционал интранет-портала, например, наличие карточек сотрудников, помогает работникам лучше узнать структуру компании, своих коллег и их функции. Это важно для крупных компаний и при удаленной работе персонала. Оповещения о предстоящих днях рождения сотрудников, интерактивные голосования, объявления и онлайн-обсуждения важных тем помогают сплотить коллектив и превратить его в команду.
- Коммуникации: ранее для передачи задания или сообщения к сотруднику, необходимо было подойти лично или отправить e-mail. С интранетом такой подход в прошлом, на портале можно найти контакты любого сотрудника и во многих случаях даже позвонить ему прямо через встроенный сервис. Это позволяет сэкономить время на поиск работника, отвечающего за тот или иной вопрос, искать его по этажам здания, выяснять, кто заменил этого сотрудника на время отпуска и т.д.
- Контроль: для руководителей фирм любого размера важна возможность контролировать рабочий процесс. Корпоративный портал дает возможность проверить, какую задачу в данный момент выполняет отдел или конкретный сотрудник, какое количество времени было затрачено на ту или иную деятельность.
- Безопасность: интрасеть не способна на сто процентов защитить данные компании от проникновения хакеров, но она гораздо безопаснее, чем бесплатные почтовые сервисы или мессенджеры, которыми неизбежно пользуется большинство сотрудников при отсутствии корпоративных.
Все перечисленное — лишь часть тех возможностей, которые способен дать интранет, и количество доступных сервисов постоянно растет.
По статистике, сотрудники тратят около 18% рабочего времени непосредственно на выполнение своих обязанностей. Более 30% времени они тратят на общение через внешние (некорпоративные) мессенджеры (10%) и соцсети (12%), а также на чтение новостей, книг и изучение сайтов (10%). Около 17% времени сотрудник отсутствует за компьютером.
Как сделать интрасеть для компании: три варианта
Внедрение интрасети - интернет-системы для коммуникации внутри организации, может быть выполнено одним из трех способов:
-
Разработка корпоративного портала с нуля, в соответствии с потребностями компании на базе подходящей платформы. Хоть этот вариант и требует наибольших затрат (особенно, если для этого используется платформа с платной лицензией), он позволяет создать уникальную систему, учитывающую все требования и пожелания фирмы.
-
Покупка и внедрение готового "коробочного" решения. Этот вариант - быстрее и бюджетнее, подходит компаниям, которым достаточно возможностей "из коробки" и тем, кто еще не знает, какие дополнительные функции понадобятся в будущем. При развитии фирмы, такую систему можно дорабатывать.
-
Подключение к "облачному" сервису. Этот вариант - самый дешевый в первоначальном исполнении, но требует регулярных платежей и подходит для небольших и средних компаний.
Вне зависимости от выбранного способа, лучше всего обратиться к опытным специалистам, которые помогут выбрать платформу и подготовить оптимальное решение, учитывая потребности компании, технические ресурсы и бюджет.
Корпоративные порталы являются важными инструментами для оптимизации и упрощения бизнес-процессов в компаниях, создания эффективного обмена информацией между сотрудниками, а также для формирования корпоративной культуры. Однако, помимо всех этих преимуществ, корпоративный портал также имеет свои недостатки и ограничения.
Первым недостатком является чрезмерная официальность. Корпоративный портал обеспечивает работу в рабочей среде, которая не способствует общению и совместному решению творческих задач. Интерфейс также не способствует непринужденной атмосфере, а возможности интранета в этой области ограничены.
Второй недостаток заключается в малой вовлеченности пользователей. Пользователи не заинтересованы в наполнении портала интересным контентом, так как управление и наполнение информацией — это задача администратора.
Третий недостаток — отсутствие обратной связи. Руководитель не видит реакции пользователей на различные решения и не может общаться с ними относительно идей и предложений.
Четвертым недостатком является ощущение работниками давления и контроля. Хотя контроль является одной из функций корпоративного портала, в некоторых случаях он может привести к необходимости постоянного получения задач и написания отчетов.
Пятый недостаток — нехватка общения. Благодаря корпоративному порталу сотрудники компании могут решать многие вопросы, не покидая свое рабочее место. Однако общение с коллегами, обсуждение решений руководства, похвастаться успехами в проекте или просто поболтать о погоде остается затруднительным.
Хотя корпоративные порталы являются важными инновациями для развития компаний, выбор конкретного решения должен основываться на всех его плюсах и минусах. Если необходимо обеспечить сотрудников средствами для эффективного взаимодействия, то корпоративный портал – это один из вариантов, но не стоит забывать, что он имеет и некоторые серьезные ограничения.
Фото: freepik.com