Князь или епископ?
Губернатор Андрей Никитин продолжает просвещение новгородцев.
Кто же открыл в Новгороде первую школу?
Губернатор Андрей Никитин продолжает просвещение новгородцев. В своём телеграм-канале он возвестил: «Основу всеобщего народного образования в Великом Новгороде заложил Ярослав Мудрый, открыв здесь ещё в начале XI века первую школу». А именно – в 1030 году.
Однако настоящие учёные давно уже отдали лавры первооткрывателя новгородской школы епископу Иоакиму Корсунянину. Вот на ваш выбор Новгородская III летопись и Краткий летописец Новгородских владык (известные в списках XVI-XVII вв.): «В лето 6538. Преставися первый епископ Iоаким Новгородский; бе во епископии 42 лета, и бе в его место ученик его Ефрем, и благословен бысть епископом Iоакимом, еже учити люди новопросвещенныя, понеже русская земля внове крестися, чтоб мужи и жены веру христианскую твердо держали, а поганския веры не держали и не имели».
В «Православном церковном календаре»: «Великим ревнителем показал себя Иоаким, который в 992 году был поставлен в епископа Новгорода, и в духовном просвещении новгородцев и заботливо устраивая школы и назначая туда наставниками своих учеников». В «Путешествии по святым местам Руси» (1846) конкретно сказано, какого ученика: «Для упрочения христианства и для полного торжества святой веры над язычеством, признавая самым лучшим средством – действовать на новое, молодое поколение, он, с помощью ученика своего Ефрема, основал в городе школу, куда отбирали детей у лучших граждан и у священно-церковнослужителей, и обучали их славянской грамоте, догматам святой веры христианской и греческому языку».
А сейчас вспомним ещё раз, что говорит нам Софийская первая летопись о школе в Новгороде: «В лето 6538 (1030). Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И приде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгам». Предназначение школ и мотивация Ярослава Мудрого (ПВЛ, 1037 г.): «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей».
Пусть так. Мы и сегодня говорим: «Губернатор Н. открыл новую школу». Но это вовсе не значит, что на нём была вся подготовительная работа.
В методическом сборнике «Развитие образования в России» поясняется: «Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идёт о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные. Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры. Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединённого новой верой управленческого аппарата и священников. Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвлённую сеть школ элементарной грамоты, о чём свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощёных дощечек».
Школы элементарной грамоты – это и есть, вернее всего, школы, созданные Иоакимом Корсунянином и его помощниками. Не мог же епископ, ничего не сделав до 1030 года, всё завещать Ефрему и… князю! Последний к тому же был в дальнем военном походе.
Кроме того, учителя X-XIII вв. в силу несовершенства методов обучения и индивидуальной работы в процессе занятий с каждым учеником в отдельности не могли заниматься более чем с 6 - 8 учениками. Князь набрал в школу большое количество детей, поэтому вынужден был на первых порах распределить их между педагогами. Такое деление учащихся на группы было обычным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов кантора школ средневекового Парижа известно, что количество учащихся у одного учителя было от 6 до 12 человек, в школах Клюнийского монастыря - 6 человек, в женских начальных школах Тиля – 4 - 5 учениц. Восемь учеников изображены на миниатюре лицевого «Жития Сергия Радонежского», 5 учеников восседают перед учителем на гравюре лицевой «Азбуки» 1637 г. В. Бурцова («Развитие образования в России»). До всеобщего образования было ещё идти и идти.
Но нет. Выясняется, что и «основа российского высшего образования также была заложена именно в Великом Новгороде. Здесь было основано первое высшее учебное заведение в России – школа братьев Лихудов».
Тут всё проще. Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем «Академия», царь Фёдор (1682 год) просил восточных патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году. В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших «школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре. Это продолжалось 8 лет. Потом была дипломатическая работа, потом – опала.
Однако в 1706 году новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить и братьям Лихудам устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Школа в Новгороде, как известно, была открыта, благодаря стечению обстоятельств, именно братьями Лихудами. Указом от 31 января 1706 года братья были отпущены из костромского Ипатьевского монастыря, где находились в ссылке с 1704 года. Митрополит Иов смог добиться от Петра разрешения на переезд Лихудов в Новгород, а вскоре он сообщал всем своим многочисленным адресатам об открытии славяно-греческих школ: «Новое училище с велием тщанием учителей Иоанникия и Софрония Лихудиевых и самых сущих учеников многих числом на эллинском диалекте ныне, в будущем же и на латинском хотящим, учение преподаётся». Судя по сохранившимся черновикам писем митрополита Иова, он сообщил об открытии школ самому Петру, царевичу Алексею Петровичу, царевне Наталье Алексеевне, князю Меншикову, его супруге княгине Дарье Михайловне и т.д.
Ученики Новгородской школы представляли различные социальные группы - не только духовенство, но и крестьян и разночинцев, что характеризует Новгородскую школу как учебное заведение несословное.
В словах губернатора есть своя логика. Такова уж традиция приписывать честь полезных нововведений не тому, кто их осуществлял, а властителю, при котором это произошло. Будем считать, что такова дань благодарности «начальству» за то, что, как минимум, не помешало, и хорошо, если поощрило первопроходцев. Допустим, так делается не всегда и не везде (любой троечник знает, например, кто считается первооткрывателем Америки, но только отличники помнят, что это произошло при покровительстве королевской пары Фердинанда и Изабеллы), однако для России это – правило. Оттого-то до сих пор многие полагают, что Москву построил – Долгорукий, электрифицировал страну – Ленин, в войне победил – Сталин. А народ при этом лишь присутствовал.
В заголовке: Иоаким Корсунянин.
Последние новости
Строительство продолжения Большой Московской улицы в Великом Новгороде
В регионе начались работы по подготовке площадки для новой автодороги.
Цены на томаты в Новгородской области замедляют рост
Увеличение предложения тепличных томатов положительно сказалось на ценах.
Новые достижения в области науки и образования
Исследования продолжают открывать новые горизонты для студентов и ученых.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку