В центре «Сретение в Антоново» прошла беседа «Духовно-нравственные основы воспитания в Царскосельском лицее»
В минувшую субботу в духовно-просветительском центре «Сретение в Антоново» прошла беседа, во время которой слушателям рассказали об истории Царскосельского лицея, духовно-нравственных основах воспитания лицеистов,
В минувшую субботу в духовно-просветительском центре «Сретение в Антоново» прошла беседа, во время которой слушателям рассказали об истории Царскосельского лицея, духовно-нравственных основах воспитания лицеистов, а также о возрождении лицея в настоящее время. Интересно, что участниками встречи стали гости из города Пушкин, которые в это время гостили в Великом Новгороде.
Встречу провел кандидат педагогических наук Михаил Эдуардович Раненко. Михаил Эдуардович начал встречу с новости о том, что недавно президент России Владимир Путин поддержал идею ректора Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алексея Комиссарова о возрождении Царскосельского лицея в Санкт-Петербурге, который под разными названиями проработал более 100 лет и был закрыт в 1918 году постановлением Совета народных комиссаров. Ректор РАНХиГС сообщил, что планируется возродить лицей «именно как учебное заведение»: «Для того чтобы готовить молодежь уже с юных лет к государственной службе, воспитывать в духе патриотизма и давать самое лучшее образование… если такой лицей делать, то это должен быть лицей президента Российской Федерации». Это предложение Владимир Путин поддержал.
Далее речь пошла о системе образования и ее реформах в XIX веке и о государственных деятелях, которые на нее повлияли, в частности о Михаиле Сперанском – авторе проекта создания Царскосельского лицея. Михаил Раненко напомнил, что лицей был основан в 1811 г. по указу императора Александра I. Автор проекта создания лицея М.М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства.
В лицей принимали детей от 10 до 12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.
Михаил Эдуардович рассказал и об одном из самых известных выпускников лицея – А.С. Пушкине: «Нужно сказать, что не прояви отец Пушкина родительской сознательности, учился бы будущий великий поэт в Иезуитском коллегиуме в Петербурге. Однако, узнав о том, что Александр I вознамерился открыть в Царском селе учебное заведение, отец незамедлительно решил, что сын должен поступить именно туда и никуда кроме. По сути, в Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян, которым предстояло в будущем занимать важные государственные должности по дипломатической и военной части. Пушкин не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Отец его стал хлопотать, искать протекцию и поддержку влиятельных людей и, наконец, добился своего: сын сдал экзамен и поступил в лицей. Как вспоминали близкие друзья и преподаватели, Пушкин часто бывал рассеян, переменчив, неусидчив и не проявлял никаких способностей к математике – поговаривали, что поэт даже плакал на задней парте, смотря на доску, где преподаватель писал цифры да примеры. Между тем, он отлично упражнялся в языках, с увлечением изучал историю и, самое главное, именно в Лицее открыл в себе талант к поэзии, который неустанно оберегал поэт Василий Жуковский, а позже – Гавриил Державин».
В популярной литературе о Царскосельском лицее нередко утверждается, что религиозному воспитанию будущей российской элиты в лицее уделялось постоянное и все возрастающее внимание, начиная уже с обязательных учебных дисциплин, однако церковным обрядам большого значения не придавалось. Российская элита XIX века уже с детских лет пребывала в лоне Церкви, и это впоследствии сыграло немалую роль в судьбах и карьерах ее самых ярких представителей.
При создании Царскосельского лицея была предпринята попытка смягчить существовавшее в начале XIX в. противоречие между положением православия как официальной конфессии и большим количеством представителей неправославного христианства в среде высших государственных чиновников. Из 30 человек 18 были православными, остальные - лютеранами и католиками. Каждый лицеист самостоятельно читал и изучал Святое Писание, неправославные ученики использовали католический или протестантский текст Библии.
Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» - что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем.
В штат учителей входили в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали на будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние. Что немаловажно - среди преподавателей было много масонов. Сам Пушкин с одобрением относился к этому религиозному течению.
Если говорить о его мировоззренческих и идеологических позициях, то некоторые преподаватели были сторонниками Руссо и Канта, они считали необходимым ограничивать всякую власть — не только государственную, но даже и родительскую, поскольку иначе она оборачивается тиранией и несправедливостью. Они утверждали, что власть нужна только для обеспечения блага населения, а ради блага подданных и подчиненных. Эти свои идеи они, очевидно, внушали и ученикам, и это ими восторженно принималось. Не даром среди выпускников лицея много револю3ционеров и декабристов.
Среди самых известных воспитанников лицея: поэт Александр Пушкин, канцлер Александр Горчаков, декабрист Иван Пущин, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, поэт Лев Мей, полярный исследователь Федор Матюшкин, революционер Михаил Петрашевский и др.
album-29485077_297330403Последние новости
Празднование Дня матери в Новгороде
В перинатальном центре прошел трогательный флешмоб в честь матерей.
Возвращение компаний из Узбекистана
Три компании успешно завершили свою деятельность в Узбекистане и вернулись на родину.
Конкурс для молодежи в Новгородской области
Молодежное правительство ищет активных участников для решения социальных проблем.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией