На симпозиуме в НовГУ обсуждают советские иконы и сербские экранизации Достоевского
В Гуманитарном институте НовГУ начал работу II Международный симпозиум «Визуальная теология.
В Гуманитарном институте НовГУ начал работу II Международный симпозиум «Визуальная теология. Репрезентации культурной идентичности».
В нём принимают участие специалисты в области истории, археологии, искусствоведения, философии из Новосибирска, Барнаула, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, а также Армении и Сербии. Часть из них участвует дистанционно.
— Задача дискуссии – выяснить, каким образом через формы изобразительного искусства, архитектуры и градостроительства выражаются глубинные ценности, свойственные нашей культуре, — пояснил директор научно-образовательного центра «Гуманитарная урбанистика» НовГУ Сергей Аванесов . — Священные изображения демонстрируют нам образцы святости, эталоны, на которые должен ориентироваться человек в современной жизни. Архитектура, выступает в качестве доминанты, которая привлекает к себе внимание, напоминает о призвании человека, заставляют его вспомнить о своём предназначении.
Пленарное заседание открыла доцент Высшей школы экономики Мария Графова с докладом о религиозных истоках агитационной советской литературы 1920-х годов.
— Коммунизм стал после революции эрзац-религией, у которой появились свои праздники, обряды, святцы с новыми именами, — рассказала доцент. — Появились и своеобразные «жития» — образцы агитационной литературы, посвящённой созданию паттернов идеологически правильного поведения и осуждению неправильного. В них звучали нарративы разочарования в старой ложной вере и обретения веры истинной, прославлялся культ мученичества. Появлялись и такие «приметы времени», как херувимы в пионерских галстуках, отпевание «в честь чикагских рабочих» и так далее.
Советской эпохе посвятил свой доклад и профессор Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Антонов, который рассказал об изготовлении и бытовании икон в СССР.
— Термин «советская икона» мы используем в связи не с идеологией, а со специфическими социально-экономическими условиями, которые существовали в стране более 70 лет, — отметил он. — После революции производство икон перешло на нелегальное положение, заниматься этим стали не мануфактуры, а кустари-одиночки. Стали использоваться новые материалы – лыко, фольга, обёртки от конфет и папирос, пуговицы и так далее. В качестве основы советской иконки использовали дореволюционные иконы – и писаные, и печатные, и выломанные из разрушенных церквей. Однако качественно это был уже совершенно другой феномен.
Сейчас советские иконы ещё сохраняются у владельцев и их наследников в домашних иконостасах, часть передана в храмы, где хранится или утилизируется. Исследовательская группа РГГУ ведёт по всей стране активную работу по сбору, описанию, изучению и реставрации таких икон.
Симпозиум продолжится завтра, 3 октября. Его участники обсудят фрески церкви Андрея Стратилата в новгородском Детинце, русские храмы и монастыри в Югославии, новую иконографию в эпоху Реформации, символы религиозного в сербских экранизациях произведений Достоевского и другие темы. Завершительным мероприятием станет круглый стол «Сакральный культурный код Великого Новгорода», тема которого выбрана в соответствии с концепцией «Город – университет».
Также в рамках симпозиума открылась фотовыставка «Российские древности: визуальные маркеры культурной идентичности». Она рассказывает о памятниках древней архитектуры и представляет большой онлайн-проект, посвящённый культурной целостности России — «Российские древности». В экспозицию вошли фотографии, сделанные автором проекта, научным журналистом Алексеем Паевским в 2020-23 годах.
Симпозиум проходит в рамках стратегического проекта «Университет как генератор культурной идентичности» программы «Приоритет 2030».
Эту и другие новости читайте в официальном телеграм-канале Новгородского университета.
Последние новости
Празднование Дня матери в Новгороде
В перинатальном центре прошел трогательный флешмоб в честь матерей.
Возвращение компаний из Узбекистана
Три компании успешно завершили свою деятельность в Узбекистане и вернулись на родину.
Конкурс для молодежи в Новгородской области
Молодежное правительство ищет активных участников для решения социальных проблем.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку