Как учились наши учители жизни?

Учительность – одно из определяющих свойств русской литературы, начиная с первых дошедших до нас произведений древнерусской письменности.

Светила литературы - ещё без усов и бород.

Учительность – одно из определяющих свойств русской литературы, начиная с первых дошедших до нас произведений древнерусской письменности. По праву считается, что русская классическая литература учит жить по совести. Она неисчерпаемый кладезь мудрости, лучший учебник жизни.  Поэтому школьники изучают на уроках бессмертные творения отечественных классиков. Но как учились сами классики, на произведениях которых учатся жить современные школьники? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере четырёх авторов, которые традиционно доминируют на уроках литературы.

Вкус против прилежания

Царит, конечно, Александр Сергеевич Пушкин!  Он - «наше всё». Он - «солнце русской поэзии». Поэтому изучению его творчества отводится в школьной программе по литературе намного больше часов, чем произведениям других авторов. Предполагается, что память школьников должна каждый год обогащаться новым стихотворением гениального поэта. Подлежат изучению все значительные прозаические и драматические произведения Пушкина. Во всех его творениях авторы учебников и методических пособий видят огромный педагогический потенциал. Только вот парадокс - создатель «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Капитанской дочки», а заодно и русского литературного языка не был прилежным учеником. Об этом свидетельствуют современники поэта.

Особенно плохо обстояло дело у Александра Сергеевича с точными науками. В Царскосельском лицее, где он учился, высшая отметка – единица – была у него только «за поэзию и словесность», а по большинству предметов гений национальной литературы  имел четыре - это предпоследний балл, соответствующий современной двойке с плюсом или тройке с минусом.

Никак не давалась «солнцу русской поэзии» математика. Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал такой случай: «В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?». Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Можно предположить, что ЕГЭ по математике, во всяком случае, профильный уровень Александр Сергеевич не сдал бы. Я думаю, что гений русской литературы мог бы запросто завалить и итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ, так как сегодня для его написания от выпускников требуется не столько творческий подход, сколько умение следовать алгоритму. В лицее по результатам успеваемости создатель русского литературного языка был 26-м учеником из 29, то есть четвёртым от конца.  При этом Николай I считал Пушкина умнейшим человеком России - и был не одинок в этом мнении.  

 Рассматривая табель успеваемости Пушкина и Дельвига, не будем забывать, что в Царскосельском лицее была иная, чем сегодня, система оценивания: за отличные успехи, как мы уже говорили, ставилась единица , за хорошие – двойка , за удовлетворительные - тройка (это единственное совпадение с нынешней системой), за посредственные (это где-то между двойкой и тройкой ) ставилась оценка четыре . И наконец, нулём оценивалось отсутствие всякого знания, а также дурное поведение. Если перевести эту систему оценок в привычную нам, выйдет, что пятёрочником Пушкин был всего по двум предметам - российской поэзии и французской риторике. Но, к счастью, в лицее было принято видеть за оценками человека. Педагоги оценивали воспитанников не только бездушными цифрами, но и краткими словесными характеристиками, которые могли вступать в противоречие с цифрой.

Преподаватель лицея по логике и нравственным наукам, профессор Александр Куницын отзывался об успехах лицеиста Пушкина так: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен, а потому успехи его очень невелики, особливо по части логики». Другой преподаватель, Николай Кошанский, который читал лицеистам курсы латинского и русского языков, высказался о юном поэте следующим образом: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания…»

 Не отличаясь усердием к изучению преподаваемых предметов, Пушкин, по воспоминаниям Пущина, «деятельно участвовал во всех лицейских журналах». В них он публиковал свои первые литературные опыты. Таким образом, в Царскосельском лицее начинающий поэт занимался в основном тем, что ему нравилось, что способствовало развитию поэтического дара. Порывистому и импульсивному юноше не нравились строгие науки, требующие логического мышления и усидчивости, зато всё, что было связано с литературным творчеством, вызывало у него живой интерес.

«Посоветовано уйти»

Если первую скрипку на уроках литературы играет А.С. Пушкин, то вторую – М.Ю. Лермонтов. По количеству часов, отведённых ему в программе, он вплотную приближается к своему собрату по перу и кумиру.  Произведения Лермонтова, равно как и произведения Пушкина, изучаются почти во всех классах. Правда, в отличие от создателя русского литературного языка, творец первого русского социально-психологического романа учился прилежно и был, по словам В.Г. Белинского, «пообразованнее Пушкина». Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование, два года добросовестно обучался в Московском университетском благородном пансионе, а в августе 1830 года он становится студентом Императорского Московского университета.

И тут с ним что-то происходит: студент Лермонтов ведет себя крайне заносчиво и высокомерно. Он смотрит свысока не только на товарищей по студенческой скамье, но и на знаменитых профессоров. По дошедшим до нас воспоминаниям сокурсников Михаил Юрьевича,  «…доза яда во взгляде Лермонтова была поразительна. Сколько презрения, насмешки и вместе с тем сожаления изображалось… на его строгом лице».  На лекцию он приносил с собой какую-нибудь умную книгу на иностранном языке и демонстративно читал её, не обращая на лектора никакого внимания. Когда один из студентов осмелился поинтересоваться, какую книгу читает его товарищ, реакция Лермонтова  была достойной самого Байрона: «Как удар молнии сверкнули его глаза; трудно было выдержать этот насквозь пронизывающий, неприветливый взгляд. «Для чего это вам хочется знать? Будет бесполезно, если я удовлетворю вашему любопытству. Содержание этой книги вас нисколько не может интересовать, потому что вы не поймёте тут ничего, если я даже и сообщу вам содержание её», - ответил он мне резко, приняв прежнюю свою позу и продолжая опять читать. Как бы ужаленный, бросился я от него» ( П.А. Висковатый. «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»).

Биографы Лермонтова согласны в том, что будущий автор «Демона» читал на лекциях «умные книги» потому, что, по его мнению, профессора Императорского Московского университета безнадежно отстали от своего века. Это напоминает хорошо знакомую современным учителям ситуацию на уроке, когда ученик вместо того, чтобы слушать педагога, не отрывает глаз от своего смартфона - с той лишь разницей, что интересует его не умное, а откровенно глупое: какие-нибудь «стрелялки», «мочиловки» да реплики в соцсетях.

«Русский Байрон», а именно так величают Лермонтова, провел в университете только один год, старательно демонстрируя черты романтического героя: неприятие идеалов общества, разочарованность в людях, усталость от жизни, исключительность, трагическое одиночество, свободолюбие, скептицизм, максимализм.  Строптивый студент спорил с университетскими преподавателями, надерзил профессору П.В. Победоносцеву, отцу небезызвестного обер-прокурора Синода и, как говорится, - доигрался. Отзывы профессоров о Лермонтове после года его обучения были примерно такие: начитан, но не знает элементарных вещей и дерзок. В отношении строптивого юноши была сделана пометка: «Посоветовано уйти» - и он ушёл.

Шекспир-второгодник

Литературный авторитет А.П. Чехова неоспорим. Вместе с Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым он входит в круг чтения любого уважающего себя человека. Антон Павлович  - один из самых известных драматургов мира, его произведения переведены более чем на 100 языков. Его называют «Шекспиром XX века». Он навсегда вошёл в мировую культуру. Им изобретён приём, который сейчас называют «потоком сознания». Западная критика считает Чехова родоначальником «театра абсурда». Чеховские произведения разобраны на цитаты, многие из которых стали крылатыми выражениями. Знакомство с рассказами признанного мастера слова начинается уже с четвёртого класса, а десятиклассники изучают гениальную пьесу «Вишневый сад». Но насколько хорошо учился великий рассказчик и драматург?

В 1868 году Антона Чехова после неудачной затеи с греческой школой , в которой он по ряду причин учиться не смог, отдали в приготовительный класс Таганрогской классической мужской гимназии. О том, как учился Антоша в гимназии, свидетельствуют его бальники (ведомости с отметками об успехах и поведении ученика).

По свидетельству чеховедов, «лебедей» из гимназии «Шекспир XX века» приносил довольно часто и просидел в ней два лишних года: из-за географии и арифметики пришлось задержаться в третьем классе, а причиной задержки в пятом стал греческий язык. И если бы Антон Павлович не был родоначальником  «театра абсурда», нам могло бы показалось абсурдным то, что больше четвёрки у него по русской словесности никогда не было. Есть свидетельства, что тройки по русскому языку  ставили только из жалости к парнишке, которого отец заставлял каждый день дежурить в его бакалейной лавке. Когда Павел Егорович наконец-то отпускал сына домой, тот был настолько уставшим и замёрзшим, что ни о каких уроках думать не мог.

Любопытно, что, уже будучи признанным писателем и почётным академиком Петербургской академии наук, А.П. Чехов, перечитывая своё не слишком высоко  оценённое педагогами гимназическое сочинение «Киргизы», сказал удивлённо: «Я бы и сейчас не написал лучше».

На медицинский факультет Московского университета Чехов поступил в 1879 году. О студенческих годах Антона Павловича сведений не так много, зато у многих еще на слуху его высказывание, ставшее крылатым выражением: «Университет развивает все способности, в том числе - глупость».

По собственной  траектории

Льва Николаевича Толстого называют титаном, светочем, Юпитером русской литературы. Творец «Войны и мира» считается создателем особого жанра романа-эпопеи. Кроме того, он является авторомсамобытной педагогической системы и оригинального религиозно-философского учения. Произведения Льва Николаевича не изучаются, пожалуй, только в 11-м классе, а в 10-м полчетверти отводится на одоление его бессмертного романа-эпопеи «Война и мир».

Величайшее произведение Толстого пугает многих десятиклассников четрёхтомной толщиной и обширными философскими отступлениями. Утешает их только то, что в Интернете теперь можно найти краткий пересказ любого литературного шедевра и готовые сочинения на любую тему.

Романы, повести, рассказы, статьи Льва Николаевича традиционно изучаются в  школе, между тем сам писатель в школе не учился. Его обучали домашние учителя, а в 16 лет он поступил на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета. Юноша мечтал стать после окончания университета дипломатом, однако учёба не задалась: титана русской литературы возмущала необходимость заучивать множество информации, которая никогда в жизни не пригодится. Профессоров университета студент Толстой точно так же, как и Лермонтов, считал безнадежно отставшими от жизни. В результате он не был допущен к переводным испытаниям с первого на второй курс.

Лев Николаевич принимает решение перевестись с восточного факультета на юридический. Но ситуация повторилась. Учёба казалось критически настроенному молодому человеку скучной и ненужной, его всё время терзала мысль, что он занимается чем-то не тем, попусту тратит своё время: «От меня требуют, чтобы я задолбил всё это, а не знаю, - так ставят единицу. А как пишется история: всё пригоняется к известной мерке, измышленной историком. Грозный царь, о котором в настоящее время читает профессор Иванов, вдруг с 1560 года из добродетельного и мудрого превращается в бессмысленного, свирепого тирана. Как и почему, об этом уже не спрашивайте…» (Из дневника Л.Н.Толстого).

В 1847 году Толстой навсегда оставляет университет и уезжает в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». Здесь он составляет план самообразования и начинает добросовестно воплощать его в жизнь, изучая иностранные языки, медицину, историю, математику, юриспруденцию, сельское хозяйство, географию и многое другое. Всему, что достиг Лев Толстой, он обязан в большей степени своему самообразованию, способности отказаться от того, что не нужно, умению выстроить собственную образовательную траекторию. Отказавшись от институализированного способа получения образования, Толстой сумел стать высокообразованным человеком. Чтобы подтвердить это, достаточно сказать, что он знал более 10 иностранных языков.

Любопытно, что в год своего восьмидесятилетия недоучившийся в Казанском университете Лев Николаевич Толстой был избран его Почётным членом. По решению Совета его портрет был установлен в Актовом зале. «Духовная и общественная связь графа Л.Н.Толстого с Казанью и его великие литературные произведения дают ему право на звание Почётного члена Императорского Казанского университета» (из представления историко-филологического факультета в Совет университета).

С чувством фальшивого удовлетворения

Но пора подвести итоги. Очевидно, что те, кого принято называть гениями, мыслят нестандартно, а поэтому не могут некритически относиться к образовательным стандартам, к  институализированным формам образования. Они отдают предпочтение самообразованию, причём выстраивают такую образовательную траекторию, которая способствует их свободному самовыражению в творчестве.

Сегодня на второй год, а точнее на повторное обучение, оставляют школьников крайне редко. Ребёнка до 15 лет отчислять нельзя вообще. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания к обучающемуся практически не существует. Неуспевающим обычно натягивают липовые тройки, тащат за уши из класса в класс, а на выпускном вечере все радостно имитируют чувство глубокого удовлетворения зачастую весьма скромными результатами учебного процесса. Дело в том, что второгодники снижают рейтинг школы, формы работы с ними не продуманы, не нормированы. Считается, что от них - одна головная боль. Аргументация примерно такая: оставлять на повторное обучение двоечников, которые часто характеризуются отклоняющимся от принятых норм поведением, рискованно, так как они могут заразить своим негативным отношением к учёбе других детей.

И отчисление студента из вуза или колледжа по неуспеваемости сегодня  случается гораздо реже, чем во времена Льва Толстого. Дело в том, что сам процесс отчисления малоприятен не только самого учащегося, но и весьма трудоёмок для руководства образовательной организации. Администрации необходимо собрать и оформить множество документов и соблюсти строгий порядок отчисления по законодательству. С платного отделения отчисляют ещё реже – тянут до последнего по вполне понятным причинам.

А ведь эта прикрывающаяся гуманистическими, корпоративными или какими-то другими ценностями практика, может быть, губит на корню гениев и, в частности, лишает современную литературу  лермоновых, чеховых, толстых…?!

Аркадий ГУСЕВ, кандидат педагогических наук

 В заголовке: фрагмент картины И. Репина "А.С.Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 года" 

Последние новости

Строительство продолжения Большой Московской улицы в Великом Новгороде

В регионе начались работы по подготовке площадки для новой автодороги.

Цены на томаты в Новгородской области замедляют рост

Увеличение предложения тепличных томатов положительно сказалось на ценах.

Новые достижения в области науки и образования

Исследования продолжают открывать новые горизонты для студентов и ученых.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Сызрани

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *