Дети войны
Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны.
Через воспоминания живых свидетелей военных лет о своём военном детстве, через историю судьбы каждого человека мы постигаем историю нашей страны. Многие жизни и разные судьбы перечеркнула война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Дети войны были не по годам серьёзными, взрослыми, рассудительными. Несмотря на тяжёлые условия, в которых жили дети, — голод, холод. Им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, — они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Ради будущей победы они готовы были выдержать любые испытания и совершать свой ежедневный маленький подвиг. Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии бельё, гимнастёрки. Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. У детей войны не было детства, а ведь детство – это самое светлое и радостное время в жизни детей. Их детство перечеркнула война.
Лидия Сергеевна Зверева родилась в семье, где было шесть детей, она была четвёртым ребёнком. Отца не стало ещё до войны – умер от сердечного приступа. Тяжело было маме одной.
Когда началась война, Лидии Сергеевне было 10 лет. Старший брат ушёл на фронт, сестра вышла замуж и с ними не жила. Посёлок оккупировали немцы. Всех жителей, способных передвигаться, погнали с насиженных мест. Догнали до станции Толмачёво, разместили в большой бывшей школе: в каждом классе по 40 человек. Работали все в лесу – заготавливали древесину для Германии. Старшие пилили, а кто помладше те убирали сучья. Условия жизни были ужасные. Прожили так около полутора лет, затем нас погнали всех дальше, немцы шли сзади, боялись партизан. Это был уже 1943 год. Затем пришли на какую – то станцию, всех погрузили в товарные вагоны и повезли в Германию. Некоторым удалось убежать: выломали пол в вагонах и легли между рельсами.
По прибытию в Германию всем выдали телогрейки с номерами. Вместо имени у Лидии Сергеевны был просто номер. Семью Лидии взял к себе работать немецкий фермер. Вместе с поляками и украинцами разместили в сараях на сколоченных нарах с матрацами, набитыми старой соломой.
Работали весь световой день, в любую погоду. Подъём был в шесть утра, а потом всех сгоняли на площадь, на перекличку. Завтрака не было, кормили один раз в день баландой, приготовленной из брюквы или капусты и куска хлеба из опилок. Наблюдал за ними фашист с палкой и собакой. Однажды мама захотела помочь Лидиной сестре, не успевающей сделать норму. Увидев это, ударил её палкой, сестра бросилась на него с кулаками, чтобы защитить маму и их хотели отправить в концлагерь, но не успели. 2 мая 1945 года советские войска их освободили. И они пошли домой. Солдаты продвигались на запад, а Лидия Сергеевна пошли на восток. Их было так много, что они запрудили всю дорогу. Солдаты давали им муку, мясо, хлеб. Одна польская семья оставляла их пожить у себя, чтобы они немножко оправились от пережитого, а уж потом двигались дальше, но все очень спешили домой.
Путь домой был очень трудным и долгим: с начала мая и до конца июня, но большим потрясением было то, что оказалось уже, и дома не было. Жили в подвале, начинали строить жизнь заново. Позднее старшая сестра Анна поехала работать учителем в деревню Зайцево и забрала с собой Лиду. Там она закончила семь классов. Сначала получили среднее педагогическое образование, затем – высшее и начала работать в школе. Сбылась мечта Лидии Сергеевны стать учителем. 28 лет своей жизни отдала Лидия Сергеевна любимой работе. Она очен6ь любила детей, и дети платили ей тем же. Всю свою жизнь они прожили втроём: сестра Анна, мама и она. Построили дом, вели небольшое хозяйство. Мужских рук в доме не было, поэтому всё приходилось делать самим. Сначала не стало матери, затем сестры, потом сгорел дом. Осталась Лидия Сергеевна без крыши над головой. Родственники звали к себе, но не захотела она уезжать от родного пепелища. Школа выделила ей комнату, чему она была бесконечна рада. Вот такая она была девчонка из сороковых огневых.
Василий Константинович Земсков родился 14 января 1927 года в деревне Старое Рахино. На всю жизнь он запомнил самый первый день войны: на площади собрались все жители деревни (в те времена это было 480 дворов), многие плакали… Не раз он подросток слышал взрывы, когда бомбили районный центр. В числе других комсомольцев он дежурил на колокольне церкви, чтобы предупредить односельчан о воздушной тревоге. Ребята много работали. Василий Константинович изучал сельскохозяйственную технику, чтобы заменить ушедшего на фронт отца. Уже в апреле 1942 года подросток становится помощником бригадира тракторной бригады, с 1943 года он – старший тракторист.
Екатерина Андреевна Сидорова родилась в большой крестьянской семье, где воспитывалось пятеро детей. Практически с восьми лет впряглась в тяжёлую физическую работу наравне с взрослыми. Отец умер рано, осиротевшей небогатой семье необходимо было заработать как можно больше трудодней, и девочке вменили в обязанность вывоз навоза с частных подворий на колхозные поля. Хрупкая девчушка маленького росточка быстро научилась лихо управляться с вожжами, впрочем, как и с вилами и другим инструментом.
Екатерине было тринадцать лет, когда из чёрной тарелки на столбе возле правления колхоза прозвучал зычный голос Левитана – ВОЙНА… Первым делом в срочном порядке колхозники эвакуировали скот, затем сельчане, кто мог себе позволить, тоже подались в эвакуацию. Мама Катерины решила, что с пятью детьми она никуда не поедет, и они остались в деревне. Рыли окопы, заготавливали лес – в общем, делали всё, что и миллионы соотечественников, находившихся в тылу.
В один из ненастных осенних дней Катерина с подружками находились на окраине деревни, когда заметили вдалеке трёх всадников, быстро приближавшихся к центру. Это оказались немецкие посыльные, разведывавшие, где можно удобно расположиться. Очень скоро в деревню пришли немцы, заняв почти все дома, в том числе и дом Екатерины Андреевны. Долгие три года, с первых месяцев войны до зимы 1944 года гитлеровцы держали в страхе всю деревню, бесчинствовали и в ужасе перед партизанами угрожали жителям. А, отступая, оставили после себя большое пепелище – из 130 домов уцелели только лишь всего три.
Деревня была практически стёрта с лица земли, измученным голодом и войной людям вновь предстояла тяжелейшая работа по восстановлению, как собственного жилья, так и колхоза.
Николаева Ю. По материалам http://библиотека-крестцы.рф 5 августа 2023 года
Последние новости
Празднование Дня матери в Новгороде
В перинатальном центре прошел трогательный флешмоб в честь матерей.
Возвращение компаний из Узбекистана
Три компании успешно завершили свою деятельность в Узбекистане и вернулись на родину.
Конкурс для молодежи в Новгородской области
Молодежное правительство ищет активных участников для решения социальных проблем.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией